
В прошлой публикации мы рассказывали, что вопрос строительных отходов в России все еще нерешенный. К сожалению, поправки по штрафам, внесенные в 8.2 КоАП РФ, по сути, не внесли положительных изменений.

Для организаций, предоставляющих услуги по обращению с отходами, есть ряд законодательных требований, исполнение которых гарантирует безопасность для людей и окружающей среды:
1. Водители спецтранспорта обязаны заезжать и передавать отходы на полигон строго по специальным талонам, на основании заключенных договоров. Сотрудники полигонов отслеживают госномера автотранспорта и проверяют вид ввозимых на размещение отходов.
2. Для каждой партии отходов должен быть составлен паспорт отходов и указан класс опасности.
3. Транспортирование отходов осуществляется с соблюдением экологических, санитарно-эпидемиологических и иных требований.
4. На всех транспортных средствах, контейнерах, цистернах должны быть отличительные знаки, обозначающие класс отходов.
5. Лица, которые занимаются сбором и транспортировкой отходов должны иметь документы о квалификации, выданные по результатам прохождения профессионального обучения.
6. ИП и юрлица, осуществляющие деятельность в области обращения с отходами, обязаны вести в установленном порядке учет образовавшихся, утилизированных, обезвреженных, переданных другим лицам или полученным от других лиц, а также размещенных отходов.

Ответственность за выгрузку или сброс мусора в неположенных местах предусмотрена ч.3.1-3.4 ст. 8.2 КоАП РФ с возрастающей прогрессией штрафа за повторность нарушений. С 2022 года штрафы для водителей увеличились, но незаконная прибыль все равно перевешивает суммы штрафов. Подробнее о суммах штрафов рассказываем на слайдах ↓
Однако информации о практическом применения этих законодательных норм, к сожалению, нет.
Должностные лица редко привлекают виновных к ответственности. Причинами этого могут быть:
● Слишком широкий функционал и объемы работы у должностных лиц при малом количестве ставок и кадров.
● Невозможность непосредственного обнаружения должностными лицами правонарушения на месте его совершения и низкое число выездных рейдов.
● То, что правонарушения по сбросу отходов не относятся к категории высокого риска.
Судебная практика, по данным «Консультант +», на всю Россию выдает лишь один пример судебного разбирательства по ч. 3.1-3.4 ст. 8.2 КоАП РФ. Хотя поправки действуют уже 7 месяцев.
Кто имеет право составить протокол за нарушение ст. 8.2 КоАП РФ и кто уполномочен рассматривать административные правонарушения, рассказываем на слайдах ↓

Наиболее перспективным видится взаимодействие с органами МВД и Департаментом городского хозяйства и экологии г.о. Самара в формате направления в их адрес собранных материалов. Обращение необходимо направлять в свободной форме с указанием времени, места и того, что произошло, с приложением материалов фото- и видеофиксации и просительной частью о необходимости привлечения виновных лиц к административной ответственности.
3523